НАШИ ДЕТИ НА СВЕТ РОДИЛИСЬ, ЧТОБЫ РАДОСТНО ЖИТЬ!
КАК ВОСПИТАТЬ РЕБЕНКА СЧАСТЛИВЫМ.
«Когда в вашей семье появляется первая «детская» неурядица, когда глазами вашего ребенка глянет на вас еще маленькая и слабенькая, но уже враждебная зверушка, почему вы не оглядываетесь назад, почему вы не приступаете к ревизии вашего собственного поведения?»
А.С. Макаренко
Памятки.
В семейном счастье защита от жизненных испытаний.
Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя! Сколько больших и малых драм не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки. Родители не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет родителей быть чрезмерно суровым с детьми.
Оправдывая свои действия, родители ссылаются на различные примеры из истории человечества. Да, мы знаем, какую жестокую школу воспитания проходили мальчики на мужской половине дома в Древней Спарте. Но ведь из них готовили сильных, мужественных, бесстрастных и беспощадных воинов. Или индейские племена, где четырехлетних мальчиков на 12 лет отправляли в другой лагерь, в котором воспитатель учил их всем премудростям жизни, воспитывая отважных воинов, охотников, следопытов. Индейцы считали, что у воина должно быть суровое лицо, холодный рассудок, твердая рука, и потому мальчики должны расти далеко от матери, не зная ее нежности и ласки. Такое воспитание обусловливалось особенностью жизни индейских племен, их постоянной борьбой с природой и врагами за выживание.
В последнее время получило распространение такое понятие, как синдром опасного обращения с детьми (СООСД). Синдром опасного обращения с детьми – это поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психической и нравственной травмы. Понятие СООСД включает в себя различные варианты: от физического насилия, угрожающего жизни ребенка, до неправильного воспитания.
Семьи, где регистрируется синдром опасного обращения с детьми, обычно относят к категории неблагополучных. Пьющие люди, матери-одиночки, лица с низким образовательным и воспитательным цензом. К категории неблагополучных относятся семьи и вполне материально обеспеченные, если родители не уделяют ребенку внимания, предпочитая откупиться от него подарками, обилием игрушек, чрезмерно разнообразной пищей, одеждой. Им некогда. Не подучи подготовленными в области воспитания, папы и мамы используют простой и «эффективный» путь – физическое насилие. Последнее чаще применяется матерями, нежели отцами. Мать обычно вымещает на детях накопившееся утомление и раздражение. Синдром опасного обращения наблюдается по отношению к девочкам в три раза реже, чем к мальчикам. Последние более подвижны, бегом и криками раздражают родителей.
Дети первые, кто пострадал глубоко и трагически от дефицита времени у взрослых. Возникла проблема детей как обузы, «лишних детей», шире стали применяться физические воздействия.
Атмосфера семьи определяется ее прочностью, её нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И, чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок, тем лучше.
Только преобладание оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой создает то, что можно назвать семейным очагом. Он собирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость. Недаром А.С. Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети – будьте счастливы».
Дети по самой природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Им все мало, им хочется быть участниками каких-то событий, радостных волнений. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. Дети, как губка, впитывают все, что происходит вокруг них. Они не умеют хитрить и приспосабливаться. И часто их представления об увиденном могут быть ошибочными.
«…Оля, я тебя так люблю! Когда вырасту, ты будешь моей невестой.
- А как же Маша из детского сада? Ты раньше говорил, что она будет твоей невестой.
- А Маша пусть будет моей женой.
- Так не бывает: невеста и жена – это одно и то же лицо.
-Нет! Невеста – это которую любят, а жена – это кто готовит еду! – возражает мальчик».
Мальчик живет около дворца бракосочетаний: он каждый день наблюдает, как относятся к невесте, как много предназначено ей улыбок, как много цветов, как красиво ее платье… Невеста… Красивая и нарядная, которую несут на руках, которую все целуют и поздравляют. А дома мама… Усталая, измученная, в старом халате, мечется между кухней и ванной. Мама, которая обязана приготовить, покормить, убрать, постирать. Мама, которую не то, чтобы на руках носить, поблагодарить забывают.
Маленький человек сделал вывод. Но у него еще мало знаний и небольшой жизненный опыт, чтобы верно оценить и понять увиденное, и, если не будет правильного воспитания, это суждение может перейти в убеждение и в будущем стать причиной многих проблем. Часто, читая произведения художественной литературы или знакомясь с жизнью выдающихся людей, мы восхищаемся дружбой, добротой, взаимопониманием, царившими в тех или иных семьях. Как весело, азартно умели играть и взрослые, и дети, собравшись все вместе вечером. В какие праздники превращались их семейные обеды и ужины. Куда ушло это из наших семей? Семейная трапеза – какая это прекрасная традиция, как сближает она людей, какое счастье общения заключено в ней.
В наш стремительный век, когда все заняты, все спешат и бегут, можно встретить достаточно много семей, где эта простая и необходимая семейная традиция не соблюдается, где дети хватают куски и едят на ходу, где взрослые спешат быстро поесть в одиночку и убежать по своим делам. Среди взрослых живет одинокий ребенок. Да, он одет, накормлен, опекаем, но ему не хватает внимания и общения.
Реализация прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье.
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.
К счастью, человечество не осталось равнодушным к проблемам детей, и в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка.
Согласно Словарю русского языка под правом понимается «совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе».
Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения этих прав.
Права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе и к образовательной, и распространяются на всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.
Но что собой представляют права ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение? Каковы права и обязанности родителей и педагогов по отношению к ребенку?
В каких документах эти права представлены?
ЮРИДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ,
ГАРАНТИРУЮЩИЕ ПРАВА РЕБЕНКА
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА
Ст. 19 – дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты;
Ст. 6 – предусматривает обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка;
Ст. 16 – предусматривает защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательства на его честь и репутацию;
Ст. 24 – предусматривает обеспечение мер по борьбе с болезнями и недомоганием;
Ст. 27 – обеспечивает признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;
Ст. 34 – обеспечивает защиту ребенка от сексуального совращения;
Ст. 37 – обеспечивает защиту ребенка от других форм жестокого обращения;
Ст. 39 – обеспечивает меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ предусматривает ответственность:
Ст. 106 – 136 – за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних;
Ст. 150 – 157 – за преступления против семьи и несовершеннолетних.
ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
Ст. 5 – утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства»;
Ст. 56 – предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».
СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ:
Ст. 54 – утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства;
Ст. 56 – право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка;
Ст. 69 – предусматривает меру «лишения родителей родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье;
Ст. 77 – немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью.
ЗАКОН РФ «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ»
Ст. 14 – гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психическое насилие над ними запрещены».
Основной документ Конвенция о правах ребенка признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:
- воспитание;
- развитие;
- защиту;
- активное участие в жизни общества.
Основные, естественные права ребенка в Конвенции, по сути, повторяют основные права взрослого во всеобщей декларации прав человека. Так, государства-участники уважают права ребенка на свободу мысли, совести и религии; ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме; государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
КАКИЕ ЖЕ ПРАВА РЕБЕНКА
РЕАЛИЗУЕТ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ?
1. Право на охрану здоровья
В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на здоровье имеет особое значение. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. В данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Для того, чтобы сохранять и улучшать здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа.
Совершенствование системы охраны здоровья детей и мотивации здорового образа жизни стало одним из важнейших направлений деятельности нашего ДОУ. Ориентация на ребенка, его физическое и психическое здоровье, личностные качества стала ведущим направлением работы ДОУ. При организации оздоровления детей в первую очередь решаются следующие задачи:
- целостность подхода к сохранению, укреплению и формированию физического, психического и духовного здоровья детей;
- личностное развитие дошкольников, предполагающее творческий и индивидуально-дифференцированный характер оздоровительной работы, направленной на развитие природных возможностей каждого ребенка;
- комплексный подход к оздоровлению детей, включающий различные направления работы (физкультурно-оздоровительная деятельность, организация работы психологической службы, лечебная коррекция и реабилитация, гигиено-профилактическая деятельность и др.)
Стабилизации, а в ряде случаев и качественному улучшению здоровья детей способствовало следующее:
- совершенствование материально-технической базы (открытие специализированных кабинетов – логопедического, экологического, психологического; приобретение спортивных, коррекционных пособий и оборудования, создание соответствующей развивающей среды в группах и др.);
- улучшение медико-социальных условий (функционирует медицинский блок, физиокабинет, используется система закаливания, массаж, фито-, витаминотерапия);
- рациональное комплектование групп (одновозрастной принцип, наполняемость групп по требованиям СанПина);
- совершенствование содержания воспитательного процесса (использование современных образовательных программ и технологий со здоровьесберегающим компонентом);
- правильная организация педагогического процесса (не перегруженность занятиями, регламентация и чередование умственной и физической нагрузки и т.д.);
- использование нетрадиционных мероприятий (динамический час, тематические дни и недели, спортивные праздники и развлечения);
- выполнение режима дня;
- выполнение норм питания, сбалансированность всех продуктов;
- закаливание, его систематичность, оправданность используемых форм и методов.
2. Право на образование
Право на образование гарантировано ребенку государством с самого раннего возраста.
С позиций Конвенции право на образование включает следующие аспекты:
- возможность посещать образовательное учреждение;
- создание условий для образовательной деятельности (игра, обучающие занятия; труд, художественная творческая деятельность)
- содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами;
- отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства ребенка.
3. Право на защиту и помощь
Концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, и последовавшие за ней документы Министерства образования России привели к существенным изменениям в общем характере и стиле педагогического процесса.
Педагогами ДОУ приняты и реализуются идеи гуманистической педагогики, бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка.
С каждым годом в массовой практике детских садов появляется все больше «проблемных» детей. К ним относятся дети с поведенческими нарушениями (ложь, агрессивность), эмоционально-личностными расстройствами (депрессия, застенчивость, страхи, гиперактивность), которые в той или иной степени обнаруживаются у каждого третьего ребенка. Педагоги ДОУ направляют свои усилия, чтобы установить причину и оказать помощь таким детям, устранить эмоциональные переживания ребенка. К тому же социальный статус таких детей у сверстников не высок и необходима помощь взрослых в признании ребенка сверстниками, формировании у них адекватной самооценки.
2022г.
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, представляет новую серию видеороликов социальной рекламы, посвященной теме отцовства. Герои рассказали о том, что значит для них быть хорошим отцом. Каждый ролик – это откровенный разговор о том, как много значит отец в жизни ребенка, о том, как важно для мужчины взять на себя ответственность за отношения со своими детьми на каждом этапе их жизни. Ну и конечно, как много счастья может подарить отцовство. СМОТРИТЕ ПО ССЫЛКЕ
"Отцовство - твой главный жизненный проект". Пропаганда ценностей отцовства и роли отца в воспитании детей: Видеоролики с известными личностями